Пресса
Экспозиционные технологии: предмет в среде («Открытый Музей», 2000)
Размышления о двух музейных экспозициях — «Диптих» («Открытый Музей», 2002)
СТУДИЯ
АРТЕФАКТУМ
СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ
- Идеи.
- Сценарии.
- Художественные концепции.
- Дизайн.
- Воплощение.
Файлы
- Слайд-фильм (презентация) о работах Студии Артефактум
(75 МБ) - Слайд-фильм «Вечерний звон» на русском и немецком языках
(77,4 МБ)
Контакты
Юрий Викторович Калмыков
- Тел./факс
(мастерская):
[343] 267 77 77 - Сотовый:
+7 922 206 23 70 - Эл. почта:
НАПИСАТЬ
Поиск по сайту
Счётчики
ДИПТИХ. Опыт расширения кругозора
Eкатеринбургское негосударственное учреждение культуры «АРТЕФАКТУМ»,
представляя на Третьей Красноярской Музейной Биеннале экспозицию
известило о старте долговременного музейного проекта,
осуществляемого при поддержке «Института Открытое Общество-Россия».
Цель проекта «ДИПТИХ. Опыт расширения кругозора» — способствовать оживлению экспозиционной практики музеев, расширению их повествовательных, коммуникационных, воспитательных, культуротворческих перспектив, демонстрируя некоторые из возможных нетрадиционных подходов к освоению и интерпретации культурного наследия.
Содержательный замысел проекта реализуется в трех параллельных программах.
Экспозиционная программа
Экспозиционная программа проекта включает в себя две выставки: «Дом, который построил Джек» и «Вечерний звон». Каждая из них является своего рода экспозиционным прецедентом — необычным для зрителя и в известной степени провокативным для профессионала.
Первая — «Дом, который построил Джек», занимательное и как бы немузейное повествование на языке музейных предметов (сценарий — романтическая фантазия) — включено нами в проект «ДИПТИХ» вместе со своим архивом как состоявшееся культурное явление.
Вторая — «Вечерний звон», драматическое музейное повествование на языке как бы немузейных предметов (сценарий абсолютно документален) — создана в рамках проекта «ДИПТИХ» и после презентации на Биеннале'99 стала, как и первая, странствующей.
Обе выставки компактны и могут быть развернуты на достаточно скромных площадях, что делает их доступными широкому кругу музеев. У каждой выставки при этом — свой независимый маршрут.
«Гастроли» по городам и весям каждой из выставок «Диптиха» в отдельности и их долгожданная финальная встреча на гостеприимной Красноярской земле сопровождались немалым интересом — как со стороны обычных посетителей, так и со стороны профессионалов музейной теории и практики. Книги отзывов наполнились высказываниями гостей выставок, представляющими из себя не только «моментальные снимки» эмоциональных впечатлений посетителей, но и — в ряде случаев — плоды их попыток первоначального осмысления увиденного.
Прокат выставок осуществляется учреждением «АРТЕФАКТУМ» на безвозмездной основе, что было заявлено в пресс-релизах и неукоснительно выполняется. Главными условиями достижения соглашения об экспонировании являются: наличие у принимающей стороны необходимой экспозиционной площади (а) и подходящего витринного оборудования (б).
Во всех принимающих выставки музеях также на безвозмездной основе проводятся методические занятия с персоналом.
Дискуссионная программа
Дискуссионная программа проекта предполагает разнообразные формы профессионального и публичного общения в местах пребывания выставок. Мнения музейной общественности — и публики, и коллег-профессионалов — не только о наших работах, но и о проблемах, затронутых нами, будут чрезвычайно важны для нас. Мы надеемся, со своей стороны, что круг тем, которые мы предлагаем к обсуждению, реализуя проект, — актуален и достоин заинтересованного разговора.
В рамках второй программы в каждом из пунктов работы выставок по завершении экспонирования проводится открытая дискуссионная встреча с сотрудниками музея, деятелями культуры и искусства и всеми желающими «Прощание с выставкой».
Работа выставок сопровождается ведением книг отзывов, документальные свидетельства которых также вошли в архив проекта «Диптих». Следует отметить то, что записи в книгах принадлежат не только заинтересованным посетителям выставок (среди которых были историки и педагоги, искусствоведы и художники), но и музейным работникам, поделившимся с нами своими впечатлениями и размышлениями, подытоживающими показ экспозиций.
Дискуссионная программа проекта выплеснулась и на страницы печатных изданий. Ряд полемических материалов, касающихся каждой из выставок и «Диптиха» в целом, был опубликован в вестнике ассоциации «Открытый Музей», бюллетене Сибирских музейных мастерских «Музейный Квартал», а также в органах периодической печати городов, приглашавших выставки в гости.
Сибирские музейные мастерские 2000 года, посвященные проблемам музейной педагогики, к открытию которых и была приурочена и финальная акция проекта «Диптих», также были вовлечены в дискуссионную программу: участники группы мастера Ю.В. Калмыкова создали запоминающийся ряд ярких творческих работ о выставках, впоследствии изданных учреждением «АРТЕФАКТУМ» в виде отдельной брошюры.
Отдельного упоминания заслуживает философско-поэтическая фантазия Красноярской студентки Светланы Митасовой «Послесловие», также изданной учреждением.
Видеопрограмма
Своеобразной видео-версией и неотъемлемой частью проекта «ДИПТИХ» должен стать одноименный фильм-размышление, назначение которого — не только показать обе выставки, но представить их в своего рода диалоге на фоне проблем — музейных и иных, — которым посвящен проект. Видеофильм позволит расширить и географические границы проекта, включив в них музеи, которые проявят интерес к проекту, но не смогут пригласить к себе ни одну из выставок.
Каждый музей, пригласивший одну из выставок, становится желанным участником осуществления проекта. Мы открыты к сотрудничеству и готовы обсудить любое партнерское предложение.
ПРОЕКТЫ: «ДИПТИХ. Опыт расширения кругозора»