Пресса
Музей — это пространство для высоких мыслей («Удмуртская правда», 13 августа 2004)
Маркетинг философского уединения («Деловая репутация», № 31—32, 31 августа 2004)
СТУДИЯ
АРТЕФАКТУМ
СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ
- Идеи.
- Сценарии.
- Художественные концепции.
- Дизайн.
- Воплощение.
Файлы
- Слайд-фильм (презентация) о работах Студии Артефактум
(75 МБ) - Слайд-фильм «Вечерний звон» на русском и немецком языках
(77,4 МБ)
Контакты
Юрий Викторович Калмыков
- Тел./факс
(мастерская):
[343] 267 77 77 - Сотовый:
+7 922 206 23 70 - Эл. почта:
НАПИСАТЬ
Поиск по сайту
Счётчики
МУЗЕЙ М.Т. КАЛАШНИКОВА
Материалы к пресс-релизу музея
Экспозиция музея состоит из центрального зала, мемориально-исторической экспозиции и временных выставок, посвященных ижевскому оружейному производству.
Центральный зал по своей архитектуре относится к типу храмовых пространств, отсюда его торжественное звучание. Экспозиция интерпретирует оружейный мир как мир человеческой мысли, знания, поиска.
Экспозиция зала открывает посетителю истоки «Феномена Калашникова, Человека и его Изобретения». М.Т. Калашников «стоит на плечах титанов», поэтому в зале появляются образы гениев технической мысли от Архимеда и Леонардо да Винчи до русских изобретателей оружейников. Возникает галерея, в которой М.Т.Калашникову отведено достойное место. Но это лишь один из трех источников феномена Калашникова.
Другой источник — русское оружейное производство, прежде всего ижевское. История Ижевского завода и заводов формирует вторую тему вводного зала.
Наконец, третья тема — это тема «Защиты Отчизны». Она переходит в тему «Мироустроения, культуры мира, ценностей мира, дома и семьи», которые защищает человек.
Торжественный зал скорее «сокровищница», чем арсенал, здесь много исторического оружия, которое показывается как драгоценность.
Основная экспозиция строится вокруг биографии знаменитого конструктора-оружейника и состоит из трех разделов: «Пространство жизни»; «Пространство творчества»; «Пространство славы».
Эффект музея, «говорящего от первого лица», достигается за счет соединения предметной и электронной экспозиций. В динамической экспозиции на плазменных панелях представлены видеоматериалы — документальные фильмы об М.Т. Калашникове и хроника. Авторский комментарий перекликается с кинолетописью времен коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий. Через личность М.Т. Калашникова мы видим и воспринимаем время и события.
Экспозиция в целом представляет собой музейное прочтение воспоминаний М.Т. Калашникова. Все сюжетные линии сходятся в образе одного человека — героя своего времени и национального героя. Именно личность М.Т. Калашникова связывает столь различные миры как Россия, США, Китай и Ближний Восток.
Расположенные по дуге экспозиционные залы как бы стремятся, в конечном счете, сомкнуться. «Пространство жизни» не только начинает, но и завершает экспозицию, символизируя возвращение человека к самому себе, к своим истокам. Предметно эта идея воплощается в комплексах дома в Курье и дома в Ижевске, семьи Калашниковых и семьи М.Т. Калашникова.
Особый вопрос — соотношение в экспозиции тематических линий человека и его творения. Оружие во все времена персонифицировалось, наделялось разумом, имело свою судьбу. В данном случае качества человека — простота, надежность, верность — перешли на созданный им автомат.
Основная экспозиция открывается историей жизни человека. Затем появляется «второй герой», и начинается история автомата. В «Пространстве славы» жизнь человека обретает новый, мировой контекст. Имя «Калашников» становится достоянием цивилизации и начинает жить самостоятельно. В экспозиции появляется третий герой.
Музей создавали сообща: ижевчане, екатеринбуржцы, питерцы и москвичи. Ижевские архитекторы (...) разработали оригинальный проект, строительные фирмы возвели здание (...), Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии разработала сценарий экспозиции, фабрика (...) выполнила заказ на изготовление витрин. Фонд М.Т. Калашникова в лице Е.М. Калашниковой, И.В. Красновского и Н.М. Ветшевой предоставил уникальные материалы из семейного архива, Национальный музей раскрыл для младшего собрата святая святых — свои запасники, наконец, завод Ижмаш передал музею образцы продукции и оборудования, чертежи изделий и ценнейшие документы эпохи.
Студия Артфактум из Екатеринбурга подготовила проект художественного решения экспозиции и воплотила его в жизнь. Стараниями художников в музейных залах появились удивительные белоснежные композиции — подлинные произведения экспозиционного искусства. В них воплощены литературные образы из воспоминаний М.Т.Калашникова.
Мы привыкли к тому, что музей, посвященный конкретной личности, — есть музей мемориальный. Но ситуация, когда создается музей живого человека, достаточно нетривиальна, и уже в момент написания сценария экспозиции был понятен ряд трудностей, с которыми предстоит столкнуться. Есть еще и особенности, связанные с характером профессиональной деятельности Калашникова:
- М.Т. Калашников большую часть жизни был засекречен, и сегодня многие его разработки еще не могут быть обнародованы.
- Несекретный материал давно разошелся по музейным коллекциям (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Петербург; Музей Ижевского машиностроительного завода; Тульский государственный музей оружия; и др.), экспонируется, и музеи не собираются с ним расставаться.
В этой связи было принято решения главными средствами организации экспозиционного пространства сделать 17 видео и мультимедийных программ, которые демонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены залов (их сценарии были разработаны Лабораторией музейного проектирования, а сами программы созданы на телестудии «Восток — Запад», а также специалистами по мультимедиа из Петербурга и Ижевска).
Экспозиция — лишь один из элементов большого «Дома Калашникова». Здесь предусмотрены выставочный зал, информационный центр, общественная приемная М.Т. Калашникова, тир, магазин сувениров, кафе, библиотека, места для учебы и отдыха. Здесь можно провести целый день с семьей или в компании друзей, сюда можно заглядывать часто и всякий раз что-то открывать для себя: новые смыслы в экспозиции, новые выставки, новую информацию для учебы или работы. Музей М.Т. Калашникова — это растущий музей, и расти он будет на глазах ижевчан и при их живом участии.
В.Ю. Дукельский, Москва
Фотоархив
ПРОЕКТЫ: Музей М.Т. Калашникова