

СТУДИЯ
АРТЕФАКТУМ
СОЗДАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ
- Идеи.
- Сценарии.
- Художественные концепции.
- Дизайн.
- Воплощение.

Файлы
- Слайд-фильм (презентация) о работах Студии Артефактум
(75 МБ) - Слайд-фильм «Вечерний звон» на русском и немецком языках
(77,4 МБ)

Контакты
Юрий Викторович Калмыков
- Тел./факс
(мастерская):
[343] 267 77 77 - Сотовый:
+7 922 206 23 70 - Эл. почта:
НАПИСАТЬ

Поиск по сайту

Счётчики

МУЗЕЙ ИРОНИИ. АНОНС
Экспозиция в Доме-музее Ярослава Гашека
|
Как мне кажется, музей любого профиля является ответом на основополагающий вопрос: «Что значит быть человеком?» Н. Постмен |
Мы позволили себе раскованно помечтать о том, как мог бы выглядеть Музей иронии в Бугульме. Четыре архитектурные фантазии, которые перед Вами, — это четыре подхода к решению из множества возможных (авторы — молодые екатеринбургские архитекторы Анна Ансимова и Светлана Некрасова).
Каждый вариант предусматривает, помимо экспозиционных залов, еще и зрительный зал на 100 мест, кафетерий, сувенирный киоск, комнаты для клубных встреч, комфортные служебные помещения... И в каждом случае, как видите, — самое бережное отношение к мемориальному дому.

ВИТРИНА 1
Случайно на ноже карманном Александр Блок |
Подобно блоковской пылинке, крупица юмора, если мы носим ее в себе, способна к постоянному преображению мира. Люди, одаренные такой чертой, — люди легкого нрава — делают мир занимательнее и добрее.
В божьем мире ничтожна страстей кабала.
В прах развеются зависть, хвала и хула.
Хитрость в том, чтобы жить нам бесхитростно в мире,
Ведь пред доброй улыбкой — склонится скала.
Омар Хайям
Музей — это всегда исследование. Музей иронии, возникающий сегодня в воображении, — конечно, тоже.
Но ведь ирония очень индивидуальна, своенравна, подвижна, порой едва уловима! Изучать ее научными средствами — это пытаться рулеткой измерить тень мотылька, порхающего над лужайкой.
И все-таки это будет исследование, но только художественное. И даже не столько — иронии, сколько исследование мира. В преломлении той крупицы юмора, которую мы носим в себе.
Выставка «Музей иронии. Анонс» — скромная попытка представить какие-то отдельные черты будущего музея. И услышать об этом Ваше мнение, наш милый гость.
Нам неизвестно, существует ли где-нибудь сейчас подобный музей. Если это так, мы о нем вскоре узнаем и подружимся; если нет, то музей, задуманный в Бугульме, мог бы стать первым в мире.
Почему бы и нет? Идея великолепна, и место выбрано замечательное. Этот старинный город издавна — место ярких встреч культур Востока и Запада, которые так согласно сошлись в этом экспозиционном прологе.
|
Г.Неменова |

ВИТРИНА 2

Несомненно, будет в Музее иронии галерея великих. Как же без этого? Замысел рисует ряд образов основоположников. Н.В. Гоголь и Дж.К. Джером, М. Зощенко и О. Генри, Саша Черный и Льюис Кэрролл...
И конечно, — не ксерокопии из школьных учебников.
Бесподобный портрет Франсуа Рабле и достойная копия с гравюры Н. Уткина — неплохое начало, как Вы считаете?
А это обыкновенный однопенсовик 1920 года, ничем не замечательный. Замечательна связанная с ним история.
Погожим апрельским вечером 1929 года Герберт Кит Честертон прогуливался в Гайд Парке, обдумывая заказанную ему статью. На ум пришла мысль, которую потребовалось немедленно записать. Честертон стал рыться в карманах пальто, разыскивая серебряный карманный карандашик и небольшой блокнот, служащие как раз для таких экстренных целей. Тут монета и выпала из кармана. Фраза была, понятно, важнее пустяковой потери, о которой писатель тут же забыл.
А фраза и вправду была хороша. И без переделок вошла в статью. Вот она:
Юмор с трудом поддается определению — ведь только отсутствием чувства юмора можно объяснить попытки как-то определить его.
(Из статьи «Юмор» в Британской энциклопедии, изд. 14-е, 1929 год, т. XI)
То, какими замысловатыми путями монета попала в наши фонды, пусть останется до поры нашей профессиональной тайной.
Чернильница. Точно известно, что Андерсену никогда не принадлежала. Однако вспоминается одно из названий: «История, оставшаяся на дне чернильницы». Завораживает, верно?
Эта чернильница хороша тем, заметьте, что в ней и впрямь хранится какая-то история. Какая?
Сказка... Урок французского... Признание в любви... Донос...
А это, увы, никакая не редкость. Печальная участь Кая, злые тролли, разбившие зеркало... Таких осколков еще немало повсюду — и в мире, и в нашей стране, не правда ли?..
|
Редкое изображение Х.К. Андерсена. Сразу и не узнаешь, верно? Гравюра на дереве, И. Павлов, 20-е годы ХХ века. |

ВИТРИНА 3

Это привет из Одессы.
Прослышав о Бугульминском музейном проекте, в Одессе забеспокоились. Однако сразу же, забыв о ревности, — широкая южная душа! — ринулись помогать.
Почему-то одесская тема приняла резкий крен в сторону денег. И цели этой не было, и странно это хотя бы потому, что одесситы, как известно, почти равнодушны к деньгам.
Но так получилось — замечательный материал просто сам шел в руки.
Здесь настоящие одесские деньги 1917 года, которыми платили за картошку и керосин, расправляя крылья, молодые И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, И. Бабель, Ю. Олеша и другие будущие знаменитости.
Здесь одесские шутейные купюры, выпущенные ради хохмы в 1991 году.
Наконец, любопытный объект — настоящие фальшивые карбованцы. Обратите внимание на серию и номер билетов. Такие деньги делали из подручных материалов во многих одесских дворах.Кстати, о дворах. Вы видите стручки и колючки гледичии, растущей во дворе дома № 137 по Старопортофранковской улице, где прошло детство Ильи Ильфа.
А это И.А.Ильф в начале двадцатых.
Подлинная фотография, драгоценность нашего музея. Рядом с писателем — О.Г. Суок, будущая жена Ю.К. Олеши.
И наконец — бумажник М.М. Жванецкого, прототип (или предок) ныне знаменитого потрепанного портфеля.
Это начало шестидесятых: денег он не содержал никогда. Содержал пропуск в порт, фотокарточки бесчисленных знакомых барышень и затасканные клочки бумажек с искрами грядущих блистательных и опасных озарений.
|
А это И.А. Ильф в начале двадцатых. Подлинная фотография, драгоценность нашего музея. Рядом с писателем — О.Г. Суок, будущая жена Ю.К. Олеши. |

ВИТРИНА 4

Еще одна наша бесценная реликвия — автограф Булата Шалвовича Окуджавы, подлинник. Стихотворения говорят сами за себя.
Самиздатовский листок авторизован поэтом: поправки красным карандашом (единственным оказавшимся под рукой) сделаны под его диктовку. Дело было в Одессе сорок лет назад.
Компьютерная копия портрета выполнена с любительской фотографии, запечатлевшей ту встречу.
Возможно, Вы спросите, что же это за книга. И что происходит здесь за стеклом, на наших глазах?
Поверьте, автор так же озадачен этим, как и Вы. У него нет ответа.
Метафоры не означают что-то. Они являются чем-то. Они не терпят объяснения, пересказа, толкования.
Александр Генис, наш соотечественник и современник
|
Это еще одна наша бесценная реликвия — автограф Булата Шалвовича Окуджавы, подлинник. |

ВИТРИНА 5

Достопочтенный барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен и собственноручная его записка, в сердцах написанная по-английски неизвестному лицу. Перевод: «Сэр, не может быть верного ответа на вопрос, который поставлен неправильно». Даты, как видите, нет. Поэтому датируем рукопись приблизительно, исходя из результата экспертизы бумаги: это рубеж XVIII—XIX веков.
Ну и — чудом приобретенная вишневая косточка. Помните вишневое деревце, выросшее на голове оленя? Вишен на нем было немало, но все равно такая косточка — большая редкость, правда?
Плох тот музей, который не заботится о детях. В Музее иронии в Бугульме будет хорошо, мы надеемся, и взрослым, и маленьким. А кроме того для самых многочисленных и благодарных зрителей будет открыт еще и зал любимой сказки — Детский музей в музее.
Сегодня перед Вами — начало этой коллекции.
Вспомните, как папа Карло продал свою единственную куртку, чтобы купить Буратино азбуку. И долго ли ходил Буратино в школу? Да ни одного дня! Азбука была бездумно продана деревянным сорванцом за четыре сольдо — лишь бы купить билет в кукольный театр! С этого все и началось...
...Нам удалось раздобыть для будущего музея одну монетку из тех четырех — полюбуйтесь.
А помните добродушного Страшилу из «Волшебника Изумрудного Города»? Как думаете, что находится в этой пробирке?
Ну конечно, это солома. Из зерна пшеницы сорта Виктория получаются отличные булки, а из соломы — отличные Страшилы.
Самый грустный предмет в нашей коллекции. В этот оплавленный кусочек олова превратился в сказке Х.К. Андерсена Стойкий Оловянный Солдатик. Вы помните эту историю.
К сожалению, мы не в силах изменить в сказке ее печальный конец. Но, может быть, среди Вас, юные зрители, найдется кто-то, кто в наши дни возьмется вернуть Стойкому Солдатику жизнь.
|
Портрет барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. (Предположительно, конец XVIII — начало XIX века.) |

ВИТРИНА 6

Ну вот пока и всё, милые земляки. Сегодня Музей иронии, о котором мы мечтаем уже не один год, видится приблизительно таким. По содержательным направлениям, по образу, — не по масштабу. Мы, конечно, не так уж много сумели Вам показать в этих маленьких залах. Надеемся, Вам было не скучно.
Вот Вам на память милый пустячок: веточка с дерева из Тараскона (что в Провансе), росшего, понятно, у дома, где жил блистательный капитан Тартарен.
Помните? — кто-то из великих сказал:
Ирония возвращает миру то, что у него отнимает пафос.
Что же именно? Вероятно, что-то доброе, чего не следует отнимать. Как Вы считаете?
...Мы прощаемся с Вами, наш гость, до лучших времен. Впрочем, нет! Приходите в любое время. Если захотите что-нибудь подарить будущему музею, — будем очень рады. Мы так нуждаемся в помощи и так надеемся на Вас.
Приходите с советом, с идеями. Приходите просто с улыбкой.
До встречи.
|
Вилки для деликатесов. Подарочный набор. |